Проповедовал ли Иисус пацифизм?

Проповедовал ли Иисус пацифизм?

Проповедовал ли Иисус пацифизм?

Подставить левую щеку, чтобы провести ловкий хук справа?

Теракты 11 сентября и последовавшая за ними борьба с терроризмом снова подняли вопрос об отношении христианства к войне. И этот вопрос сложен потому, что не просто понять, как война сочетается с библейским учением о прощении, непротивлении и любви, суть которого наиболее ясно выражена в Нагорной проповеди в словах Христа:

«Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду. Если же кто принудит тебя идти вместе с ним одну милю, иди две. Тому же, кто у тебя просит, – дай, и от просящего у тебя в долг – не отворачивайся. Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего твоего» и «Ненавидь врага твоего». Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас» (Матфея 5:39-44).

Означают ли эти слова, что мы должны подставить другую щеку и любить наших врагов, и война – это всегда плохо? Должен ли был мир подставить другую щеку Гитлеру и попытаться переубедить его с помощью любви? Когда Усама Бен Ладен отдал приказ об атаке Всемирного Торгового Центра, должно ли было правительство США также позволить ему взорвать соседние здания? Или может Иисус имел ввиду и то, и другое: любовь к нашим врагам, но также и использование силы, в определенных ситуациях, реально угрожающих нашей жизни?

Ниже приведены некоторые причины, по которым мы считаем не предосудительным для военных, а также христиан, служащих в армии, участие в боевых действиях, классифицируемых как самооборона, сдерживание зла, наказание стран и отдельных индивидуумов, совершивших противоправные военные действия против какой-либо страны. Это называется теорией справедливой войны. В конце мы попытаемся объяснить, как это соотносится с заповедью «подставить другую щеку», любить своих врагов и не противиться злу.

Пацифизм губителен.

Позволить кому-либо совершить убийство, когда в наших силах остановить это, - абсолютно противоречит нашим моральным убеждениям. Если Гитлер намеревается захватить и поработить весь мир, стирая с лица земли целые народы, то абсолютно ясно, что не противодействие этому злу (в противоположность реальному силовому противодействию, являющемуся подчас единственным эффективным методом) – такое же зло. То, что любая война разрушительна и трагична, ни у кого не вызывает сомнений, но пацифизм может привести к еще большим разрушения, так как дает практически полную свободу действий злодеям. Мы должны быть открыты и позволить Слову Божьему формировать наши моральные ценности, но подобные мысли должны побудить нас задуматься глубже, прежде чем прийти к заключению, что Иисус проповедовал пацифизм.

Логика пацифизма должна привести к отмене не только полиции, но и армии.

Фактически, если мы соглашаемся с тем, что власть всегда должна «подставлять другую щеку» и никогда не противиться злу, то, логически, мы должны избавиться не только от армии, но и от полиции и системы правосудия в целом. Ведь полиция арестовывает преступников, при необходимости используя силу, и сажает их в тюрьму. И это точно не означает «подставить другую щеку». Относится ли призыв Христа подставить другую щеку к полицейским? Естественно, это не является их основным способом противодействия злу. Бог не хочет, чтобы зло безнаказанно разгуливало в нашем обществе (в Ветхом Завете записано огромное количество гражданских законов, так же, как и в Новом Завете в послании к Римлянам 13, которые мы обсудим ниже). Если мы считаем законным применение силы полицейскими в определенных ситуациях, то у нас также не может быть никаких возражений против применения силы в определенных ситуациях военными.

Евангелие от Луки 3:14 не осуждает военную службу.

Примечательно, что Иоанн Креститель не призвал солдат уйти из армии, когда они спросил его о том, что значит покаяться: «Спрашивали его и солдаты: А что делать нам? Иоанн ответил: Не вымогайте у людей денег силой и угрозами, никого ложно не обвиняйте и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лука 3:14). Отсюда следует, что возможно жить благочестиво и служить в армии, а значит и участие не в каждой войне является грехом.

Евангелие от Иоанна 18:36 признает за земными правителями право на использование оружия

В этом отрывке Иисус говорит: «Царство Мое – не одно из царств этого мира. Если бы оно было таким, то Мои подданные сражались бы за Меня, чтобы Я не был передан иудеям. Но сейчас Мое Царство не отсюда». Когда Иисус сказал это, то Он имел ввиду, что для земных царств справедливо сражаться, если причина справедлива и того требуют обстоятельства. Как христиане, мы являемся гражданами двух царств: земного и небесного. Иисус говорит, что мы никогда не должны сражаться во имя/от имени небесного царства, но Он не осуждает сражение за земное царство, с целью противодействия злу и разрушению.

Послание к Римлянам 13:3-4 дает власти право использовать силу для противостояния и наказания зла.

Павел пишет: «Правители страшны не тем, кто делает добро, а тем, кто делает зло. Если хочешь жить без страха перед властью, делай добро и получишь от нее похвалу. Представитель власти на службе у Бога для твоего блага. Если же ты делаешь зло, то берегись, он не напрасно носит меч. Он – слуга Божий, орудие Его гнева на того, кто делает зло».

В этом отрывке Павел признает право власти использовать силу в двух направлениях. Во-первых, он говорит, что «представитель власти не напрасно носит меч». Во-вторых, он утверждает, что «представитель власти на службе у Бога», когда он совершает возмездие над злодеями.

Конечно, это не означает, что власть имеет право использовать силу по любому поводу. У нее нет права использовать силу, чтобы господствовать над своими гражданами и налагать ненужные ограничения на их свободу. В этом отрывке указаны две цели, которые оправдывают использование силы представителями власти: сдерживание и наказание зла. Цель использования силы состоит не только в том, чтобы предотвратить распространение зла, но и чтобы наказывать злые дела, привлекая виновных к ответственности. Правители действуют как «Божьи слуги», когда являются «орудием Его гнева для тех, кто делает зло».

Распространяется ли данное право на случаи войны? Контекст данного отрывка говорит о применении силы по отношению к собственным гражданам, но в более широком смысле это также применимо к ситуациям внешней агрессии. При этом государство, подвергшееся нападению, имеет право на самозащиту и возмездие. Будет ли логичным сказать, что государство имеет право останавливать и наказывать зло, совершенное его собственными гражданами, но не правомочно делать тоже самое в случае внешней агрессии? Сам по себе факт гражданского правонарушения, совершенного одним государством против другого, не снимает ответственности с государства-агрессора.

1 Петра 2:13-14 подтверждается посланием к Римлянам 13:3-4.

В 1 Петра 2:13-14 мы читаем: «Ради Господа подчиняйтесь всякой власти, установленной людьми, будь то императору как высшей власти, или наместникам, назначенным им, чтобы наказывать делающих зло и поощрять делающих добро». И снова мы видим подтверждение права власти наказывать зло.

Допустимо ли для христиан участие в войне?

Поскольку Писание говорит о правомочности участия государства в справедливой войне, отсюда следует, что христиане могут принимать участие в подобных боевых действиях. Некоторые возражают, говоря, что неверующие могут сражаться в войнах, а христиане нет. Но мы не находим такого разделения в Писании. Писание учит, что участие в справедливой войне не является грехом, и поэтому нет никакого запрета христианам участвовать в таких войнах.

Церковь и государство должны быть отделены друг от друга

Тем не менее важно помнить об отделении церкви от государства. Христианин, принимающий участие в боевых действиях, не является представителем церкви, но представляет определенную страну, государство. Церковь не прибегает к насилию (Иоанн 18:36), а государство иногда применяет силу (Иоанн 18:36, Римлянам 13:3-4). Поэтому христиане участвуют в войне не как представители церкви, а как представители государства своей страны. Оба этих института находятся под верховной властью Бога, но у каждого своя определенная роль.

А как же тогда насчет «подставить другую щеку»?

Что же тогда нам делать с радикальным призывом Христа, записанным в Евангелии от Матфея 5:39-41? «Я же говорю вам: не мсти сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую. Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду. Если же кто принудит тебя идти вместе с ним одну милю, иди две». Как это соотносится с тем, что мы сказали ранее?

Во-первых, мы должны понять, что не является сутью. Иисус совершенно не говорит о том, что мы должны не противиться злу и позволить ему взять верх. Это точно не то, что Он имел ввиду. Павел объясняет суть этого следующим образом: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:21). Мы все видим мудрость слов Христа для нашей повседневной жизни. В большинстве случаев, самый эффективный способ победы над злом – это непротивление. Если кто-то грубо разговаривает с вами, то наиболее эффективная реакция – это доброта, а не ответное оскорбление. Если кто-то подрезает вас на дороге, то лучше не платить им той же монетой. Если мы усвоим эти принципы, наша жизнь станет гораздо более мирной и справедливой.

Таким образом, проблема заключается не в том, что Иисус якобы призывает нас позволить лавине зла накрыть нас. И не в том, что Он якобы учит, что единственный способ победить зло – это не противиться ему и отвечать добром. Создается ощущение, что мы не можем использовать силу для противления злу.

Часть ответа на этот сложный вопрос заключается в образной природе Нагорной проповеди. Я не думаю, что Иисус хотел сказать, чтобы мы никогда не использовали силу против зла (как в случае с самообороной) или всегда буквально подставляли другую щеку. Но лишь то, чтобы, как Он говорит позже в этой же проповеди (Матфея 6:6), мы молились за наших врагов. Как и то, что Его слова в Матфея 5:29 не означают, что мы должны в буквальном смысле вырвать себе глаз. Сам Иисус выгнал торговцев из храма кнутом (Иоанн 2:15), а Павел настоял на своих правах Римского гражданина (Деяния 25:11 читай также интересный случай в 16:35-40). Иисус использовал гиперболы, чтобы проиллюстрировать нашу преимущественное отношение к этим вещам, а не говорил, что мы буквально должны являть непротивление при всякой встрече со злом. Но это лишь часть ответа.

Основной же ответ на вопрос заключается в том, что Иисус говорил отдельным людям, а не толпе. Слова Христа о непротивлении злу адресованы не властям, а отдельным людям. Его призыв говорит о том, что реакцией отдельных людей на зло должно быть «подставить другую щеку», в то время как другие тексты, рассмотренные нами ранее (Римлянам 12:3-4), показывают, что власти Бог дает ответственность и право наказывать преступления такие как убийство, терроризм, военная агрессия и т.д. И хотя в некоторых случаях это право может быть использовано отдельными индивидуумами для самообороны, это не означает, что мы должны стремиться совершать возмездие. В случае же с государством применимы обе меры: самозащита и наказание.

Другими словами, есть различные сферы жизни, и Бог устроил все так, что ответственность в одной сфере не означает автоматически ответственность и в другой. Для нас было бы неправильно совершать личное возмездие над людьми, причинившими нам вред. Но Римлянам 1363-4 и Иоанна 18:36 показывают, что Иисус не отрицал право государства наказывать зло. Поэтому, когда христианин находится на военной службе и уполномочен государством вести справедливую войну, то, как представитель государства, он имеет на это право, т.к. он сражается не как отдельный индивидуум, но как представитель государства, которому Бог дал власть и меч.

При этом солдат-христианин должен стремиться любить своих противников в войне, как людей, помня о том, что он сражается с ними как представителями враждебного государства, а не отдельными индивидуумами. Во время войны мы должны смотреть на своих противников с двух точек зрения: индивидуальной и публичной (государственной). С личной точки зрения, солдат-христианин должен молиться с любовью за своих противников. С государственной точки зрения, солдат-христианин сражается против своих противников не как против отдельных людей, но как представителей враждебного государства, системы несущей зло. И я уверен, что практически разделять эти вещи – не так-то просто. Это не устранит боль и тяжесть от осознания борьбы против другого человека. И, возможно, это лишь слабое отражение того, как личная и государственная сферы связаны друг с другом, оставаясь при этом отделенными.

Перевод: А. Макарычев

Опубликовано с разрешения

Отправить комментарий

0 Комментарии